Велоодиссея, День 1-й, 68 км — Остров Рé — Велопутешествие по Франции

Август 6, 2015 в TravelTime, Велоодиссея, Франция по Саша


Ослик в штанах с острова Ре

Ослик в штанах с острова Рé

Именно в этот день нам предстоял первый продолжительный маршрут, поэтому и отсчет своей Велоодиссеи я решил начать с него. Само же путешествие началось на два дня раньше, когда мы прилетели в Париж, поэтому если вам интересна точная хронология событий, начните с этого поста. А лучше даже с того, в котором я подробно рассказываю о тщательной подготовке к этой велопоездке.

Утро нового дня радовало ярким солнцем, обещая массу положительных эмоций! Как приятно просыпаться и не думать о днях недели. Вроде это и понедельник был, но — лёгкий, как пушинка, обещающий много увлекательного и интересного. Нам предстояло отправиться колесить по прекрасному Иль-де-Ре (Île de Ré) или просто — острову Рé. Вообще-то, сам остров находится вне официального маршрута Велоодиссеи, он является как бы дополнительным ответвлением, однако проехать его мимо было бы просто преступлением! И причин для этого несколько. Во-первых, Рé считается одним из самых красивых французских островов атлантического побережья, много веков назад он даже получил название Морского Цветка. Во-вторых, там можно попробовать одни из самых вкусных устриц в этих краях. И, в-третьих, это одно из мест, где добывают лучшую в мире соль — флёр-де-сель (fleur de sel), которая высоко ценится в французской, и не только, гастрономии. Само собой, последние два аргумента для меня, фуд-блогера, были решающими.

La Rochelle - Île de Ré

La Rochelle — Île de Ré — 68 км (карта кликабельна)


Первым делом мы отправились позавтракать в старый город Ля Рошели. Сумки пока оставили в отеле, так как он потом всё равно оказывался на нашем пути на остров. Место для завтрака долго выбирать не пришлось. Вдоль набережной в районе старого порта расположилось много кафешек и ресторанчиков, готовых накормить вас традиционным французским завтраком за 6-8 евро.

Завтрак в Captain'Ice - Ля Рошель

Завтрак в Captain’Ice — Ля Рошель

Сели в результате в ресторанчике Captain’Ice, где за 6,5 евро порадовали себя завтраком, включающим и французкую выпечку, и традиционный багет с конфитюрами и нутеллой, и свежевыжатый апельсиновый сок и, конечно, кофе. Полный набор. Лопать хрустящий свежеиспеченный круассан, запивая горячим кофе и наблюдая за просыпающимся портовым городом — это прекрасно. Легкий шум волн, крик чаек и невероятно вкусный запах моря…

Кстати, есть еще один способ вкусно позавтракать в Ля Рошель: заглянуть в пекарню-кондитерскую La Mie Caline, купить у них вкусных плюшек и кофе и слопать всё это прямо на набережной, сидя прямо на краю парапета. Вообще, когда во французском городе есть эта пекарня, я часто предпочитаю делать именно так — покупать всё это и отправляться куда-нибудь в парк, старый порт или какое-нибудь другое живописное место. И не только потому, что там всё очень дешево и бывают заманчивые акции с бесплатными плюшками. А прежде всего потому, что очень уж там вкусная выпечка! Тут мы La Mie Caline просто не сразу заметили… Если вдруг решите, пекарня находится в двух шагах от порта, прямо за старой часовой башней — 44 Rue du Palais.

Позавтракав, мы решили немного прокатиться по городу, по району порта и неспешно доехали до нового пешеходного пирса, откуда открывается прекрасный вид и на порт, и на город, и на океан. Во время этой утренней прогулки мы наслаждались отсутствием толпы из туристов и местных жителей. В эти дни — это особая роскошь, так как, я уже говорил, в Ля Рошель проходил ежегодный фестиваль Francofolie, а завтра в календаре вообще вырисовывался национальный праздник — День Взятия Бастиллии.

velodyssey-4447

После мы заехали в отель за сумками и двинулись в путь…

Остров Рé имеет размеры очень небольшие — всего 30 км в длину и 5 км в ширину. С материком его соединяет высокий изогнутый мост, построенный всего пару десятилетий назад. Длина моста 3 километра, высота свода над водой — 42 метра. Именно этот мост и нужно преодолеть велосипедисту, прежде чем наслаждаться красотами Рé. Это не мегасложно, но с усилием педали покрутить все-таки приходится, чтобы добраться до самой высокой точки моста. Зато вторую половину можно будет буквально лететь, совсем ни о чем не думая, а просто наслаждаясь прекрасным цветом бирюзовой воды где-то под ногами и синим небом над головой.

Мост на остров Ре

Мост на остров Рé

Благодаря мягкому климату и своим бескрайним песчаным пляжам, остров Рé является одним из любимых мест отдыха многих французов. Они приезжают сюда в июле-августе, чтобы полностью забыть о суете шумных городов. Его популярность особенно заметна по длинной пробке машин, которая частенько тянется по мосту в сторону острова. Когда-то и мы в такой немного постояли, да еще и заплатив 15 евро за въезд на этот самый мост. В этом плане путешествие на велосипеде особенно выгодно — ни на каких въездах и выездах раскошеливаться не нужно!

После моста оказываешься совсем в другом мире, где нет высоких домов, нет суеты и гула автострад. Рé – это настоящий рай для велосипедистов: качественные велодорожки там и в городках, и в полях, и в лесах… Потому-то и на великах – буквально все. Признаюсь, это даже порой немного раздражало. Особенно, когда приходилось ювелирно лавировать между романтичными парочками, медленно двигающимися рядом, чуть ли не держась за руки, и занимающими ОБЕ полосы.

Однако же скопления туристов на острове всё же больше чувствуется в тех самых маленьких городках и их окрестностях. В остальном — тишь да благодать. Первые несколько километров мы ехали по белоснежным дорожкам из известняка прямо вдоль воды, наслаждаясь особенно живописными видами. Правда, они могли бы быть еще немного живописнее, если бы не сильные традиционные для этих краёв отливы в первой половине дня, но в этих оголенных берегах, переливающихся буро-зелёными красками тоже есть своя особая красота. Зато эти самые отливы-приливы позволяют местным жителями и туристам заниматься собирательством разнообразных моллюсков, так называемой, пешей рыбалкой. Обязательно чуть позже расскажу об этом подробнее.

Местами мы натыкались на указатели, что дорожки исключительно пешеходные на некоторых отрезках, но видя таких же как мы, велосипедистов, проезжающих по ним, мы тоже немного нарушали эти островные законы, ну, совсем немного. Уж очень красивыми были эти тропинки, нельзя было их объезжать стороной!

Церковь Сен-Мартен

Сен-Мартен

Столицей острова Рé исторически считается небольшой городок Сен-Мартен-де-Рé (Saint Martin de Ré), построенный в XVII веке и с тех пор практически не изменивший свой облик. Очень живописное место. Весь город окружен высокой крепостной стеной. Войти или въехать можно через красивые старинные порталы. Благодаря многочисленным оборонительным сооружениям, возраст которых около 350 лет, город входит в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Цитадель и крепостная стена были построены Себастьяном Вобаном, выдающимся военным инженером того времени, в середине XVII века, чтобы обезопасить Ля Рошель от возможного нападения англичан. Впоследствии цитадель стала использоваться как тюрьма, в ней и сейчас находится около 400 заключенных. Кстати, Вобан приложил руку к строительству и многих других исторических объектов на острове. Среди них разные городские укрепления, а также старый маяк, возведенный еще в 1682 году. На острове, на самом его краю, находится еще один маяк, построенный позже, уже в середине XIX столетия – это Маяк Бален или Китовый Маяк (Phare des Baleines). Именно до него у нас была цель доехать в этот день, но уже ближе к вечеру.

Сен-Мартен-де-Ре

Сен-Мартен-де-Ре

В сердце Сен-Мартен-де-Ре находится старый порт, тихая гавань, вокруг которой разместились многочисленные ресторанчики, магазинчики и галлерии. Узкие мощеные улочки пробегают мимо элегантных домиков с деревянными ставнями и обветренными стенами, на фоне которых яркими вспышками красуются цветки мальвы. Образ городка тщательно защищается местным Советом: любое новое строительство здесь запрещается. Кстати, единство стиля там тоже под присмотром: например, ставни домов могут быть либо почти белыми, либо их разрешается окрашивать только в один из 16 оттенков синего и зелёного. Правило действует по всему острову.

Сен-Мартен-де-Ре

Сен-Мартен-де-Ре

В Сен-Мартене мы решили немного задержаться. Рассказывая о причинах поездки на остров, я забыл упомянуть еще об одной! Настоящим символом острова Ре стали ослики в штанах. На протяжении веков они помогали людям перевозить соль и собирать водоросли во время отливов, а чтобы их не кусал разнообразный назойливый гнус, на них и были надеты штанцы. По одной из легенд впервые это произошло в городе Арс-ан-Ре (Ars en Ré): одна сердобольная хозяйка натянула на своего осла рукава от рубахи своего мужа. Позже её примеру последовали и другие, начиная шить для ослов специальные штанцы: для мальчиков — полосатые, для девочек — клетчатые. И хоть для перевозки продуктов, как раньше, ослы уже почти не используются, в штанцах они щеголяют и по сей день! Таких нарядных осликов можно встретить в Сен-Мартен-де-Рé парке в Барбетт (Parc de la Barbette). Можно поболтать с ними о жизни, пофотографироваться и даже прокатиться на них по парку за 2 евро, правда, если вы всё еще ребёнок, или весом с него, иначе просто раздавите маленького ослика! Кстати, есть даже специальный сайт — Ânes en Culotte, там можно почитать об этих щеголях подробнее и даже узнать их имена.

Фото с новым другом :)

Фото с новым другом 🙂

Но штанцы — это еще не все особенности осликов с острова Ре. Нельзя также не отметить странный, с первого взгляда, вид большинства из них — очень лохматые, с длинной косматой шерстью, будто срочно нуждаются в стрижке. Это ослики Пуату, очень редкой дружелюбной и общительной породы, их еще называют мамонтовыми. Каштановая, рыжая или даже почти черная, шерсть свисает порой до самых копыт, словно дреды растамана. Именно эта лохматость и является главной ценностью Пуату — чем больше и длиннее эти спутанные космы, тем ослик дороже.

Ослики Пуату

Ослики Пуату

Пуату является одной из наиболее старейших пород ослов. Родиной их принято считать Францию, регион Пуату-Шаранта, в котором и находится остров Ре, отсюда и название породы. По одной из версий, они были завезены римскими легионерами еще около двух тысяч лет назад. Вместе с тем, сейчас об этих прекрасных косматых осликах знают немногие. Более того, всего каких-то 30 лет назад порода и вовсе оказалась на грани исчезновения — во всем мире в живых осталось не более 50 особей. К счастью, после того как этой проблемой занялись селекционеры из нескольких стран, всё закончилось благополучно, и теперь осликов Пуату насчитывается уже около пяти сотен, что тоже, конечно, очень мало, но их продолжают усиленно разводить.

Ослики Пуату невероятно трогательные! Прям вот их хочется крепко обнять и тискать! Кстати, они, хоть уже и без штанцов, гуляют еще в нескольких местах на острове, поэтому, если собираетесь объехать его полностью, как мы, встретить их можно будет несколько раз.

Кроме осликов, у меня был и еще один повод не торопиться покидать Сен-Мартен — гастрономический. Именно здесь по совету подруги пару лет назад я попробовал вкуснейшие устрицы Папан (Papin).

Закусочная или устричный бар Le Tout du Cru находится в самом сердце Сен-Мартена, в районе порта, но не на самой набережной, где расположено большинство ресторанчиков, а словно прячется от туристов в небольшом тихом дворике старого кинотеатра. Там нет праздно шатающихся толп, нет шума волн и вида на океан, но есть прекрасные свежайшие устрицы Papin! Само собой, их мы и заказали. Дюжина там стоит 23 евро. Хочу заметить, что это совсем не дёшево, но так как именно этих волшебных устриц я за два года так и не смог нигде найти, решил шикануть. Кроме папановских там есть и другие устрицы, в том числе и вкуснейшие Gillardeau (еще дороже), а также местные устрицы острова Ре (чуть дешевле), так что выбрать есть из чего. В меню также и другие морепродукты, салаты, супы и разнообразные закуски. Вино, конечно, тоже есть! Без него во Франции и обед — не обед!:)

Сидеть мне нравится снаружи — за столиком или за высокой винной бочкой. Однако внутрь тоже стоит заглянуть: интерьер очень колоритный и уютный, полный разнообразной морской атрибутики — рыбацкие сети, спасательные круги, буи, детали старых удочек… А на двери в туалет висит забавный знак «рыбалка запрещена»! Так что, не увлекайтесь, выпив бокал-другой!

Обед в Le Tout du Cru

Обед в Le Tout du Cru

Всего несколько минут и на нашем столе стояло две дюжины вкуснейших устриц, лимон, хлеб, масло и винный уксус с шалотом — важные составляющие моего большого устричного счастья! Ух, какие же они вкусные, эти папаны! Опережая события, скажу, что через несколько дней я оказался на ферме Ива Папана (Yves Papin), так сказать, в эпицентре событий, там, где это волшебство и выращивается. Так что, как говорится, оставайтесь с нами — впереди много интересного!

Отведав вкуснейших устриц, мы еще немного прогулялись по старому порту, проводили несколько уходящих в океан яхт и просто посидели на высоких каменных стенах, по-пенсионерски наблюдая за молодняком, прыгающим с этих самых стен в бирюзовую воду Атлантического океана. Если бы нам не нужно было никуда ехать, так можно было бы просидеть несколько часов… Ну, может тогда бутылочку вина понадобилось бы прихватить с собой, на эту самую стену.

Кроме порта и старых крепостных стен есть еще одно место в этом маленьком городке, которое я рекомендую посетить — это старая церковь Сен-Мартен (Святого Мартина), строительство которой началось еще в XIV веке, а в XIII веке она в последний раз восстанавливалась после разорения во время французских религиозных войн. К сожалению, так и не была восстановлена полностью, в таком частично разрушенном виде и сохранившись до наших дней.

Церковь имеет старую колокольную башню, на вершине которой сейчас разместилась общедоступная панорамная площадка. Вид оттуда на Сен-Мартен, и вообще на остров, открывается потрясающий! Оранжевые черепичные крыши, каменные стены домов, бирюзовый океан, уходящий вдаль, и синее небо… Красота!

Панорама Сен-Мартен-де-Рé  (кликнув, можно увеличить)

Панорама Сен-Мартен-де-Рé (кликнув, можно увеличить)

После Сен-Мартен мы двинулись дальше в направлении того самого маяка, который расположился в западной части острова. По дороге нам еще нужно было заехать в отель, заселиться, чтобы потом об этом не беспокоиться.

Повторюсь, что велодороги на Рé очень хорошего качества, и они там буквально везде, пересекая остров вдоль и поперёк, поэтому ездить на велосипеде там очень комфортно. В лицо дует приятный морской бриз, а вокруг поля, красивые леса и виноградники… Да! На острове Рé делают своё вино, очень даже достойное, а под местные морепродукты — особенно!

Виноградники острова Рé

Виноградники острова Рé

Проехали мимо и несколько устричных хозяйств, радушно зазывающих своими низкими ценами на дегустацию. Решили заглянуть к ним уже завтра, так как сегодняшнюю дозу этих вкуснейших моллюсков мы уже получили.

Через некоторое время тут и там стали появляться соляные пруды. О да! Соль с острова Рé! Это ведь была одна из причин поездки сюда. На какой-то момент папановские устрицы все-таки отбили у меня память!:)

Вот они, океанические солончаки, а рядом настоящие горы соли! Если совесть позволит, можно набрать себе немного, не в промышленных масштабах, конечно! К слову, мне не позволила не только совесть, но и вес сумки, которую мне так или иначе придется таскать еще почти две недели!;))

Добыча соли на Иль-де-Ре началась еще в XII-XIII века. Первыми добывать её там стали монахи местного аббатства, чтобы использовать для консервации продуктов.

Соль на острове Рé добывают методом естественного испарения чистой океанической воды. Как крупная, так и цветочная местная соль считаются одними из лучших в мире. В продажу они поступают, не подвергаясь практически никакой обработке, поэтому сохраняют все свои удивительные свойства. Соли Рé богаты кальцием, калием, магнием, железом, цинком, йодом и другими ценными минералами.

Цветочная соль (флёр-де-сель) составляет на острове небольшую часть всей добычи. Это нежные мелкие кристаллы белоснежного цвета, которые образуются на поверхности воды под воздействием солнца. Гурманы, имеющие особенно чувствительные носы, утверждают, что местная цветочная соль имеет тонкий аромат фиалки, который ни с чем не спутаешь. Говорят, что это всё потому, что соль собирают летом, когда в воздухе свежий морской запах смешивается со сладким ароматом цветов. Кстати, у флёр-де-сель с острова Рé есть и еще более волшебное название — Esprit du Sel (Дух Соли), настолько она нежная и хрупкая. А еще говорят, что Людовик XIV всегда носил именно эту соль с собой, чтобы немного приправлять поданные ему блюда.

Для того чтобы на поверхности воды соляных прудов появлялись «цветки» соли необходимы особые погодные условия — большое количество солнечных дней, невысокая влажность и несильный ветер, который должен буть, в основном, в одном направлении. Сочетание этих важных факторов создаёт настоящее чудо – на поверхности солончака в течение дня образуются маленькие «снежинки». Ветер сгоняет их вместе, сплетая тончайшее соляное кружево, и уже ближе к вечеру соль можно собирать.

Соль собирается исключительно вручную, и процесс требует мастерства и сноровки — тончайший слой легко раскалывается и мгновенно может осесть на дно. Сборщики соли с острова Рé до сих пор используют старинные деревянные инструменты, похожие на швабры, которые не меняются уже веками. Важно уметь выбрать правильный момент, чтобы собрать «созревшую» соль в чистейшем виде, без всяких примесей, которые попадают в неё с водой и с ветром.

Сбор цветочной соли на острове Ре

Сбор цветочной соли на острове Ре

Мне повезло наблюдать за сбором флёр-де-сель. Как известно, за чужим трудом можно наблюдать долго, но этот процесс особенно завораживает. И это, определенно, еще один аргумент, чтобы приезжать в эти места именно летом, когда тут рождается это настоящее чудо.

Познакомившись с еще одной островной гастрономической достопримечательностью, довольные мы поехали заселяться в свой отель, прежде чем уже доехать наконец-то до маяка.

Le Martray

Нет, это не наш отель! Просто забавный кот:)

Отель Le Martray находится на небольшой перемычке, соединяющей две части острова. С одной и с другой стороны — вода. Рядом есть только бескрайний песчаный пляж и пара соляных ферм. Ближайший городок находится в 5 километрах — Арс-ан-Ре. Если вы не ищите туристического шума по вечерам — это отличное место для остановки. Тем более, что до этого шума всегда можно легко доехать на том же велосипеде. Вообще, я очень люблю такие отдаленные места. Но, конечно, не только это повлияло на выбор. Мне понравился и интерьер, как самого отеля, так и номеров. Очень уютный и трогательный, очень французский. При том, что отель совсем недавно был полностью отремонтирован.

Моя уютная комнатка в Le Martray

Моя уютная комнатка на острове Ре

При отеле так же есть и ресторан, хотя тут не поймёшь, может и отель при ресторане, потому что ресторан гастрономический, считающийся одним из лучших на острове. Гостям отеля предоставляется скидка на не очень-то дешевое меню, ну, это как обычно в гастрономических ресторанах. Мы там не ели, решили совместить приятное с приятным и сделать это в том самом городке поблизости.

Но перед этим, конечно, маяк! Сколько раз я уже это повторил?:) Настало время до него уже, наконец, доехать. Всего каких-то десять километров пути, наслаждаясь всё теми же прекрасными видами полей, лесов и виноградников острова Рé…

Просто красивый конь, почти единорог:)

Просто красивый конь, почти единорог! Хотя, все-таки лошадь, по-поему;)

Вы всё еще читаете? Если не сломали окончательно глаза от моей писанины, я продолжу. В любом случае, конечно, продолжу, так что глаза просто давайте-ка почините!

Итак. Маяк Бален (Phare des Baleines) или Китовый Маяк (так переводится название) — один из самых больших маяков во Франции: его высота 57 метров и виден он в радиусе 45 километров. Высокая башня восьмиугольной формы, созданная из голубого гранита.

Маяк был построен в 1854 году вместо cтарой башни Tour des Baleines, построенной в XVII веке в рамках программы того же Вобана. В XIX веке её сочли слишком низкой и началось строительство нового маяка. Башню вместе с тем все-таки сохранили, и она теперь мирно уживается рядом со своим приемником.

С вершины маяка, на которую обязательно нужно подняться, преодолев 260 ступеней, виден даже соседний остров Олерон и, конечно, открывается потрясающий вид на весь остров Рé. Когда я оказался наверху, дело близилось к закату, поэтому открывшаяся моим глазам картина была просто невероятной красоты — бескрайний Атлантический океан с яркой солнечной дорожкой уходящей за горизонт!

У подножия маяка разбит сад, там же можно посетить музей, посвященный маякам Франции. Мы же двинулись к берегу океана, где отлив обнажил еще одну достопримечательность острова — рыбацкий шлюз острова Рé (Ecluse de Ré), место, которое очень популярно среди любителей пешей рыбалки. На острове всего несколько таких мест, там, где особенно сильны отливы и приливы. Созданы они были еще в средние века, и представляют из себя каменные стены относительно небольшой высоты. На возведение одного такого шлюза уходило 10-20 тысяч часов работы.

Ecluse de Ré

Отлив — идеальное время для перешей рыбалки!

Во время приливов эти шлюзы полностью заполняются водой, а вместе с ней разнообразными моллюсками и ракообразными. Когда вода уходит, она покидает шлюз, но так, что морские гады, многие из них, остаются внутри, оказываясь в этой коварной ловушке. И вот тут-то в шлюз самое время набегать охотникам в резиновых сапогах с ведёрками и корзинками. Хотя и многих туристов в обычной обуви на берегу не удержишь — бродят себе среди водорослей, перескакивая с камня на камень, пытаясь найти там какую-нибудь живность.

Тут мы вдруг вспомнили, что порядком проголодались. На обед-то у нас были только устрицы, а это ж разве еда для тех, кто проехал сегодня почти 70 километров? Просто морская вода! Пусть даже и вкусная!:)

Île de Ré

Живописные велопути на острове Рé

За ужином мы отправились в городок Арс-ан-Рé (Ars-en-Ré), находящийся на обратном пути к отелю. Вообще, конечно, и в этом городке есть на что посмотреть. Но чувство голода уже достигло пика, поэтому нам было совсем не до достопримечательностей, да и на сегодня их уже было предостаточно! Ограничились старым портом и отправились на поиски какого-нибудь общепита с приятными ценами. В результате местом для ужина была выбран небольшой демократичного вида ресторанчик c немного бунтарским названием Sans Fois Ni Loix (Ни Веры, Ни Законов). В меню там было обнаружено мясо и вино, а сытный и немного пьяный ужин — это было как раз то, что нужно в завершении этого прекрасного дня!

Старый порт в Арс-ан-Ре

Старый порт в Арс-ан-Ре

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Где поесть в Сен-Мартен-де-Рé:
Закусочная Le Tout du Cru — 16, quai Job Foran.

Где поесть в Арс-ан-Рé:
Ресторан — пивной бар Sans Fois Ni Loix — 33 Rue Du Havre.

Где жить на Иль-де-Рé:
Отель Le Martray — 8 route d’Ars, Ars-en-Re.